ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СТРУКТУРУ ЧЕЛОВЕКА

Трихотомия

Трихотомия – рассматривает человека как три части: тело, душа и дух. Душа и дух разнятся в функции и содержании. Тело рассматривается как осознание мира, душа как осознание себя и дух как осознание Бога. Душа рассматривается как низшая сила, включающая в себя интеллект, эмоции и волю. Дух рассматривается как высшая сила, которая самым непосредственным образом поклоняется и молиться Богу (Ин. 4:24; Флп. 3:3).

Особенно популярной трихотомия была среди александрийских отцов в первые века истории церкви. Трихотомистских взглядов с некоторыми вариациями придерживались Климент Александрийский, Ориген и Григорий Нисский. Их позиция несколько поколебалась, когда Аполлинарий построил на ней христологию, признанную еретической. Хотя некоторые отцы Восточной церкви продолжали придерживаться этого взгляда, его популярность постепенно падала, но в XIX веке он получил новый импульс благодаря усилиям английских и немецких богословов.

Поддержка трихотомии.

Иногда в Писании между духом и душой проводится различие. Это позволяет предположить, что духовная составляющая человека содержит две разные сферы.

Эти четыре текста указывают на то, что душа – это сфера нематериальной субстанции, которая поддерживает общение с окружающим миром. Дух – это сфера той же нематериальной субстанции, которая поддерживает общение с Богом.

1) 1 Фес. 5:23

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Это единственный текст, где названы дух, душа и тело как три составляющих человека.

2) Евр. 4:12

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов.

Этот текст, по всей видимости, подразумевает различие между душой и духом.

3) В (1Кор. 2:14–3:4) люди делятся на «душевных», «плотских» и «духовных» Дух и душа здесь разделяются по сферам: душа подразумевает общение с людьми, а дух общение с Богом.

4) Сравнивая наше теперешнее тело и прославленное тело, которое мы получим на небесах, Павел пишет в (1 Кор. 15:44):

«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное»

Таким образом первое тело «душевное» имеет склонность к старению и рас паду, а второе тело «духовное» не будет нести следов смерти.

Аргументы против трихотономии.

  • В тексте (1 Фес. 5:23) Павел просто наращивает количество синонимов, как это прослеживается в других текстах Писания (Мф. 22:37; Мк. 12:30). Если применять принцип, что такие перечисления свидетельствуют о новых составляющих человека, то получится, что человек состоит из пяти или даже шести частей.
  • В тексте (Евр. 4:12) происходит похожая ситуация. Автор не говорит о том, что Слово Божье разделяет душу от духа, он лишь использует определённые слова (дух, душа, составы, мозги, помышления и намерения сердечные), чтобы с их помощи описать глубинные, внутренние части нашего существа, которые невозможно скрыть от проникающей силы Слова Божьего.
  • В тексте (1 Кор. 2:14-3:4) Павел действительно разделяет человека на «душевного» и «духовного». Однако в этом контексте «духовный» означает «находящийся под воздействием Святого Духа». Павел не говорит здесь о различных составляющих человеческой природы, он рассуждает о том, как люди подвергаются воздействию Святого Духа.
  • В тексте (1 Кор. 14:14) Павел хочет сказать, что в его сущности есть нефизическая составляющая, «дух», который способен молиться Богу. Но ничто в этом стихе не говорит о духе как о чём-то отличном от души. Смысл высказывания Павла заключается лишь в том, что в его существе есть нефизический элемент, который иногда может функционировать, но он не осознаёт до конца, как именно он действует.

Дихотомия

Самым, пожалуй, распространенным взглядом в ходе всей истории христианской мысли было представление, что человек состоит из двух элементов - материального аспекта, тела, и нематериального компонента, души или духа. Дихотомистского взгляда придерживались с самого раннего периода христианской мысли. А после Константинопольского собора в 381 году его популярность возросла до такой степени, что он стал практически общепринятым в церкви.

Дихотомия – рассматривает человека как две части; материальная: тело и нематериальная: душа и дух, которые имеют одинаковое содержание. Этот взгляд признает, что есть как материальный, так и нематериальный аспект в человеке. Признает, что есть взаимозаменяемость в терминах, описывающих человека. Признает, что нематериальный аспект человека отделяется от тела при смерти, но продолжает жить, хотя и временно в бесплотном состоянии (Быт. 35:18; Пс. 30:5; Лк. 23:43; 24:39, 46; Деян. 7:59; Фил. 1:23-24; 2 Кор. 5:8; Евр. 12:23; Откр. 6:9; 20:4).74 Признает, что нематериальный аспект человека воссоединится с телом в воскресение (1 Кор. 15:51-58; 2 Кор. 5:1-10; 1 Фес. 4:13-18).

 

Поддержка дихотомического взгляда:

1) Повествование о сотворении человека (Быт. 2:7) утверждает только две части. Бог сотворил человека из праха земного, вдохнул в него жизнь, и он стал душою живою.

2) Слова душа и дух могут употребляться взаимозаменяемо.76

 

 

Душа

Дух

Мышление

Пр. 23:7

потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; "ешь и пей", говорит он тебе, а сердце его не с тобою.

Иов. 20:3

Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня.

Чувства

а. Страдание

Быт. 42:21

мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие.

Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей.

б. Возмущение

Ин. 12:27

Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать?

Ин. 13:21

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал

в. Радость

Пс. 34:9

А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.

Лк. 10:21

В тот час возрадовался духом Иисус и сказал…

Воля

Пс. 40:3

Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю (нефеш) врагов его.

Исх. 35:21

И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух…

Жизнь после смерти

Откр. 6:9

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

Евр. 12:23

к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников

Смерть

Быт. 35:18

И когда выходила из нее душа, ибо она умирала

Лк. 23:46

Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

Общение с Богом

Лк. 1:46

И сказала Мария: величит душа Моя Господа

1 Кор. 14:14

Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

Осквернение грехом

Мих. 6:7

Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?

2 Кор. 7:1

…очистим себя от всякой скверны плоти и духа…

Применительно к неверующим людям

О неверующих сказано как тех, кто имеет не только душу, но и дух.

Пр. 25:28

Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.

Пс. 77:8

и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

Иуд. 1:19

то люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

Употребление в параллельных конструкциях

Лк. 1:46-47

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

Иов. 12:10

В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.

Иов. 7:11

Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей.

3) Тело и душа (дух) вместе отмечены как составные личности в целом.

Мф. 10:28

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

1 Кор. 5:3

А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом…

3 Иоан. 1:2

Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.